Проектная деятельность на уроках ИЗО
«Внедрение проектной деятельности в учебный процесс»
Учитель ИЗО МБОУ СОШ № 16
Сайфулина Татьяна Александровна. 28.08.2015.
I. Введение.
Рассматривая суть, цель, основные принципы и требования к использованию метода проектов на уроках изобразительного искусства, можно с уверенностью сказать, что он способствует изменению мотивации образовательной деятельности учащихся, обеспечивает удовлетворение общественно и личностно значимых потребностей в реализации познавательной и творческой деятельности учащихся. В результате проектной деятельности, полнее обеспечиваются необходимые условия для развития личности.
Ориентация образования на внедрение новых способов работы на уроке направлена на развитие у учащихся способности к самостоятельному освоению знаний и овладению ими способами решения проблем в различных областях жизни. Использование в учебной деятельности метода проектов позволяет активно развивать у учеников основные виды мышления, творческие способности, стремление созидать. В основе метода лежит развитие критического мышления, познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Метод проектов развивает такой необходимый социальный навык, как коммуникативность, умение сотрудничать.
Использование метода проектов не только стимулирует интерес учащихся к теме определенного урока, но и углубляет связи между темами блока уроков.
Внедрение метода проектов обогащает детей знаниями, умениями и навыками, создает у них внутреннее состояние уверенности, самоутверждения. Приводя в систему приобретенные знания, умения и навыки, этот метод устанавливает внутреннее и межпредметные связи, совершенствует мировоззренческий подход к анализу явлений действительности. При этом ребенок учится самостоятельно разбираться в потоке научной и художественной информации.
Для работы над проектом необходимо:
- Выбрать тему проекта;
- Определить характера проекта;
- Выделить проблему, сформировать обоснование проектной деятельности;
- Наметить пути реализации проекта;
- Спрогнозировать результат проекта.
Используя вышеописанные рекомендации, предлагаемый материал и творческую фантазию, можно создать такие проекты, которые будут востребованы как на уроках так и во внеурочное время.
Проектная и исследовательская деятельность
по учебному предмету «изобразительное искусство».
Участники: учащиеся 5 класса.
Тема: «Древние корни народного искусства».
Тема 2-х уроков: «Внутренний мир русской избы».
Проект по теме: «Интерьер крестьянского дома».
Продолжительность: 1 неделя.
Цель: развитие навыка учащихся по сбору информации о назначении
женской и мужской половин в доме;
создание интерьера избы с «красным» углом.
Продукт: сообщение с показом презентаций.
1 урок: определение состава проектных групп, распределение задания – сбор
Информации в группах.
2 урок: отчёты групп по собранной информации.
Ход проекта (по урокам):
1) Обсуждение проблемы. Определение направлений деятельности.
2) Обсуждение собранной информации. Написание отчёта.
3) Сообщение. Самооценка.
2.
Тема 2-х уроков: «Народный праздничный костюм».
Проект по теме: «Народная одежда – образ мира».
Продолжительность: 1 неделя.
Цель: развитие навыка учащихся по сбору информации об истории
русского костюма;
разработка эскиза русского костюма.
Источник знаний: видеофильмы, книги, информация родителей, людей пожилого
возраста (дедушек, бабушек, родственников, соседей).
Продукт: эскиз женской и мужской одежды для людей молодого и пожилого возраста.
Вопросы:
1) Что надевали на Руси?
2) Где в старину брали одежду?
3) Что обозначают рисунки на одежде?
1 урок: просмотр книг-сказок (сказка «Снегурочка»); исследовательская работа в кругу
семьи, родственников; посещение библиотеки.
2 урок: разработка и оформление эскизов русского костюма, представляющих собой
одежду незамужних (неженатых), а также замужних (женатых) людей.
Тема: «Декор – человек, общество, время».
1.
Тема 2-х уроков: «Декор положения человека в обществе. Греческая вазопись».
Проект по теме: «Мифы Древней Греции».
Продолжительность: 1 урок.
Цель: развитие навыка учащихся по сбору информации о мифологических
сюжетах Древней Греции;
создание аппликации на тему «Древнегреческий сосуд».
Продукт: создание аппликаций на мифологический сюжет в чернофигурном
стиле (фигуры Богов и сосудов вырезаются по шаблону).
2.
Тема: «О чём рассказывают гербы и эмблемы».
Проект на тему: «Взгляд на символику».
Продолжительность: по 15 минут (на 2-х уроках).
Цель: развитие навыка учащихся в написании эссе;
выработка гражданской позиции учащихся.
Продукт: сочинение - эссе «Взгляд на символику».
Роли: учитель, учащиеся; «социологи».
Функция «социологов»: собрать и распределить все работы класса по схожести ответов, предоставить информацию для обсуждения на следующем уроке.
3.
Тема: «О чём рассказывают гербы и эмблемы».
Проект на тему: «Герб моей семьи».
Продолжительность: 1 урок.
Цель: развитие навыка учащихся в реализации проекта герба своей семьи;
создание герба.
Продукт: эскиз герба, выполненный в различной технике (квиллинг, поп-
ап, гравюра).
Тема: «Декоративное искусство в современном мире».
Тема проекта: «Современное выставочное искусство».
Проектная работа на уроке: сообщения групп по 5 темам.
Продолжительность: 25 минут.
Цель: развитие навыка учащихся в сборе информации на тему «Виды
декоративного искусства»;
развитие навыка учащихся по написанию реферата на соответствующую
тему.
Продукт: сообщение.
Темы сообщений.
1) Керамические изделия.
2) Изделия из стекла.
3) Изделия из металла.
4) Изделия из гобелена.
5) Батик.
2.
Тема: «Современное декоративное искусство».
Цель: развитие навыка учащихся в реализации проекта на тему «Русская
церковь»;
создание макета русской церкви.
Продолжительность: 2 урока.
Продукт: макет церкви посёлка.
3.
Тема: «Создание коллективной декоративной работы из мозаики».
Продукт: проект улицы Победы.
Цель: развитие навыка учащихся в реализации проекта на тему «Улица
Победы»;
создание макета улицы «Победа» с использованием техники
бумагопластика.
Продолжительность: 2 урока.
Продукт: макет улицы «Победа».
III. Педагогическая технология:
Моделирование, коммуникативный диалог, исследовательская деятельность.
Их соединение – перспективно, так как идёт поиск детьми путей решения задания, что приводит к размышлению, анализу. Игра и исследование!
Условия реализации опыта.
Предмет: ИЗО.
Материальная база: репродукции картин, книги, интернет-ресурс, медиатека.
Результативность опыта.
Процент учащихся, получивших оценки «4» и «5» (от общего числа обучающихся) по предмету «Изобразительное искусство» (4-5классы): 2012 – 2013 гг.: 93%; 2013 – 2014 – 95%). Учащиеся стали внимательнее и ответственнее относиться к усвоению нового материала, выполнению заданий, научились адекватно и критически оценивать свои творческие работы. Дети стали принимать активное участие в предметных неделях (выставках) и различных конкурсах.
IV. Внедренческий (заключение) аспект.
1. Степень новизны опыта: усовершенствование.
2. Распространение опыта: учителя начальных классов (преподаватели ИЗО),
районное методическое объединение учителей изобразительного искусства
муниципального района.
|