САЙФУЛИНА ТАТЬЯНА- учитель ИЗО,обществознания

Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 16
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕД.СОВЕТЕ

ВОСПИТАНИЕ  в XXI ВЕКЕ:

 

ПРОБЛЕМЫ  и  ПУТИ  ИХ  РЕШЕНИЯ.

 

ЦЕЛЬ:                        выявить основные проблемы и противоречия, существующие в современной школе, и предложить пути их решения, учитывая возможности и потенциал школы.

ЗАДАЧИ:       1. Проанализировать и обобщить опыт педагогических наблюдений учителей школы.

                        2. Определить пути и способы совершенствования и обновления воспитательной работы с обучающимися.

            ХОД ПЕДСОВЕТА

  1. ВЫСТУПЛЕНИЕ  ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПЕД.СОВЕТА. ДИРЕКТОРА

 

В процессе формирования личности воспитание как целенаправленное воздействие на человека играет определяющую роль,  так как именно посредством воспитания в сознание и поведение человека выделяют основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуются общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности систем воспитания зависит, в конечном счете, состояние общественного сознания и общественной жизни.

            В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ В НАШЕЙ СТРАНЕ УЖЕ НЕ СТАВИТСЯ ВОПРОС О ТОМ, ДОЛЖНА ЛИ ШКОЛА РЕШАТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ЗАНИМАТЬСЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ, ХОТЯ В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ БЫЛ ПЕРИОД, КОГДА УЧЕНЫЕ ПРЕДЛАГАЛИ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ТЕРМИНА «ВОСПИТАНИЕ» И ЗАМЕНИТЬ ЕГО БОЛЕЕ ШИРОКИМ ПОНЯТИЕМ «ОБРАЗОВАНИЕ». СЕЙЧАС ВСЕ ПОЧУВСТВОВАЛИ И ОСОЗНАЛИ, ЧТО ШКОЛА БЕЗ ВОСПИТАНИЯ СУЩЕСТВОВАТЬ НЕ МОЖЕТ И ЧТО ИМЕННО ОНА ОСТАЕТСЯ СЕГОДНЯ ЕДИНСТВЕННОЙ ОПОРОЙ И СОЗИДАЮЩИМ НАЧАЛОМ В НАШЕМ ОБЩЕСТВЕ.

            В последние годы принят ряд документов, подтверждающих внимание к проблемам воспитания молодежи. В 1999 году была принята «Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы». В 2001 году принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы». Ряд документов посвящен проблемам становления и развития детского движения. Так, в 1995 году Дума приняла закон «О государственной поддержке детского и молодежного общественного движения», а в мае 2001 года по итогам коллегии Министерства образования принято постановление, посвященное проблемам взаимодействия органов и учреждений системы образования с детским общественным движениям. В последней Программы, принятой 16 февраля 2001 года Правительством РФ и посвященной патриотическому воспитанию, отмечается, что происшедшие в стране социально-экономические процессы оказали негативное воздействие на общественное сознание. Снизилось воспитательное влияние российской культуры и искусства, упал престиж образования, государственной и военной службы, значительно подорван авторитет школьного учителя.

            Реализация узаконенного приоритета воспитания над обучением на деле сталкивается с множеством проблем, не зависящих от позиции педагогов. Что делать? Можно, конечно, сдаться, решив, что тягаться  с государственным устройством бесполезно. Но многие педагоги, несмотря на все трудности и противоречия, ищут выход из сложившейся ситуации.

            Хочется, чтобы сегодняшний педсовет заставил нас задуматься о том, какую позицию по отношению к воспитанию в школе мы сегодня занимаем, какое из ныне существующих определений этого процесса является наиболее близким для нашего коллектива, а также давайте вместе подумаем, что мы можем противопоставить негативному влиянию действительности, как можем способствовать предупреждению и решению возникающих проблем школьной жизни.

 

  1. ВЫСТУПЛЕНИЕ  ЗАМ. ПО ВР.

ПРИЧИНЫ НЕДОСТАТКОВ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ В ШКОЛЕ.

 

            ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ ДОЛЖЕН НОСИТЬ НЕПРЕРЫВНЫЙ ХАРАКТЕР, ЭТО  ПРОБЛЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И СЕМЬИ ПРИОБРЕТАЕТ ОСОБУЮ РОЛЬ. СУДЯ ПО ОПРОСАМ, ИМЕННО ЭТО НЕДООЦЕНИВАЕТ ЗНАЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПЕДАГОГОВ.

            Следующим фактором, негативно влияющим на воспитательный процесс в школе, - это постоянно ухудшающийся качественный состав обучающихся.

            Ухудшение физического и психического здоровья молодежи отмечается практически всеми исследователями молодежных проблем.

            Слово предоставляется:

  • Беляевой А.И.,
  • Хабибулиной Т.И.

До сих пор нет серьезного внимания к вопросам взаимодействия качественного состава школьников с воспитательными и образовательными программами, которые предлагаются сегодня школе. Вполне понятно, что при снижении качественного состава обучающихся, должны соответственно корректироваться не только программы, но и технологии воспитания и образования.

      Недооценка этого факта приводит к тому, что в основном классные руководители выделяют три причины отклоняющегося поведения школьников:

-неэффективное воспитание в семье – 72%;

-общую негативную социальную атмосферу в стране – 69,3%,

-отрицательное влияние телевидения – 34,7%.

ПО МНЕНИЮ ОПРОШЕННЫХ, СЕГОДНЯ ОСНОВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ОКАЗЫВАЮТ СЕМЬЯ И ДРУЗЬЯ, В МЕНЬШЕЙ СТЕПЕНИ ШКОЛА. ПО МНЕНИЮ ОПРОШЕННЫХ, ОСЛАБЛЕНЫ СВЯЗИ ПОДРОСТКОВ И РОДИТЕЛЕЙ, КОТОРЫЕ УДЕЛЯЮТ ДЕТЯМ ВСЕ МЕНЬШЕ ВНИМАНИЯ. ОДНАКО АВТОРИТЕТ РОДИТЕЛЕЙ, ОСОБЕННО У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ОТНОСИТЕЛЬНО ВЫСОК.

анкетиров

Виды помощи

Помощь обучающимся

старших классов

По математике, физике

 

По гуманитарным предметам

 

По биологии, химии

 

По иностранному языку

 

По прикладным предметам

 

В основном не помогают

 

            Родители советуют обучающимся младших классов, какую прочитать книгу, какими увлечениями заняться, с кем провести время, каким видом спорта заняться, какой фильм посмотреть. Контакты родителей со старшеклассниками ограничиваются в основном советами по выбору друзей.

            По мнению опрошенных, для обучающихся начальных классов характерно увлечение любимым делом.

Классы

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Виды досуговых занятий:

  • занимаются спортом;
  • занимаются любимым делом

/мастерят, коллекционируют/;

  • слушают музыку;
  • смотрят телевизор;
  • читают книги;
  • проводят время с друзьями;
  • ходят в кино;
  • ничего не делают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Судя по данной информации, с возрастом увеличивается роль друзей в жизни школьников и существенно снижаются занятия любимым делом. Молодежь очень мало читает книги. Практически не посещает выставки, музеи, концерты.

Основной целью воспитательного процесса является формирование нравственного мира молодого человека. Если оценивать такие качества у школьников старших классов, то можно утверждать, что во многом они сформировались и под воздействием школы.

Чтобы представить позицию классных руководителей по поводу этических качеств обучающихся, обратимся к сводной таблице.

Присущие положительные этические качества

 

4-6

 классы

7-8

классы

9-11

классы

Доброта, отзывчивость

 

 

 

Аккуратность, тяга к чистоте

 

 

 

Искренность, правдивость

 

 

 

Уважение к старшим

 

 

 

Трудолюбие

 

 

 

Щедрость

 

 

 

Тяга к знаниям

 

 

 

Готовность оказать помощь

 

 

 

Отсутствие дурных привычек

 

 

 

 

Судя по данной таблице, более 30% учащихся приходят в школу с такими нравственными качествами, сформированными семьей, как доброта, искренность, уважение к старшим; более 25% обладают трудолюбием, тягой к знаниям, щедростью.

Однако уже к 7-8 –му классу от этих нравственных качеств почти ничего не остается. Например, число добрых и отзывчивых ребят уменьшается  почти в 3 раза, так же как и уважающих старших. К 10-му классу эта ситуация выглядит ещё более печально. Так, что школе есть о чем подумать.

  1. ВЫСТУПЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

МОЖНО УТВЕРЖДАТЬ, ЧТО ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕ АМОРАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ФОРМИРУЮТСЯ У ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ ДОЛИ МОЛОДЕЖИ ИМЕННО В ШКОЛЕ, ХОТЯ ПОНЯТНО, ЧТО ВЛИЯНИЕ НА МОЛОДЕЖЬ В ЭТОМ ВОЗРАСТЕ ОКАЗЫВАЕТ НЕ ТОЛЬКО ШКОЛА.

Общая характеристика, которую классные руководители дают учащимся, следующая:

-учащиеся 4-6 классов в целом добрые, уважающие старших, искренние, отзывчивые, без дурных привычек, отличающихся тягой к знаниям, но иногда ленивые и неряшливые;

-учащиеся 7-8 классов в целом добрые, менее отзывчивые, ленивые, не желают учиться, и склонны к дурным привычкам;

-учащиеся 9-11 классов в целом аккуратные, чувство отзывчивости значительно утрачивают, эгоистичные, склонны к обману, неуважению старших, ленивы, не желают учиться, обладают дурными привычками. Если учесть, что 11-классники – это выпускники, которые войдут в общественную жизнь, то возникает много вопросов относительно того, кого выпускает общеобразовательная школа.

4 ВЫСТУПЛЕНИЕ КЛ. РУКОВОДИТЕЛЕЙ.

ТАК КАК ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ ПРОЦЕСС МНОГОПЛАНОВЫЙ, ШКОЛА СЕГОДНЯ НЕ В СОСТОЯНИИ РЕШИТЬ ВСЕ ПРОБЛЕМЫ, ОСОБЕННО СВЯЗАННЫЕ С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ. ТЕМ НЕ МЕНЕЕ ВНЕСТИ СВОЮ ЛЕПТУ В ИХ ИСКОРЕНЕНИЕ ШКОЛА ОБЯЗАНА. ПОСМОТРИМ, КАКИЕ ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ В ШКОЛЕ В РАЗНЫХ КЛАССАХ.

 

Формы воспитательного воздействия, применяемые в школе в отношении обучающихся

 

1-3

 кл.

4-5

 кл.

6-8

кл.

9-11

 кл.

Личные беседы, «внушение».

 

 

 

 

Классный час

 

 

 

 

Мобилизация усилий коллектива класса

 

 

 

 

Орг. встреч с интересными людьми

 

 

 

 

Организация внеклассной работы

 

 

 

 

Орг. конкурсов, празд. мероприятий

 

 

 

 

Беседа с родителями

 

 

 

 

Организация игр, экскурсий, вечеров.

 

 

 

 

Организация лекций

 

 

 

 

Просмотр видеоклипов

 

 

 

 

Орг. спортивных игр, соревнований.

 

 

 

 

Орг. поездок по городам, турпоходов

 

 

 

 

Временное исключение из школы

 

 

 

 

          Основные формы воспитательной работы – это личные беседы, внушение; классный час, организация встреч с интересными людьми, организация внеклассной работы, организация конкурсов, праздничных мероприятий, беседы с родителями, организация игр, вечеров.

Какой же можно сделать вывод:

Классные руководители прилагают большие усилия для преодоления всех негативных причин в воспитании детей. Но решить все проблемы невозможно.

 

  1. ВЫСТ УЧАСТНИКОВ  ПЕД.СОВЕТА.

 ВИДЕНИЕ ЭКСПЕРТАМИ ПЕРСПЕКТИВ.

ИТАК, МЫ ВЫДЕЛЯЕМ 4 ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЕ КОТОРЫХ МОГЛО БЫ СПОСОБСТВОВАТЬ ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ:

-ЭТО УЛУЧШЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ БАЗЫ ШКОЛ (ТАК СЧИТАЕТ 34,4% ЭКСПЕРТОВ),

-УЛУЧШЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ ШКОЛ ( 25,4%),

-УЛУЧШЕНИЕ СВЯЗИ ШКОЛЫ С РОДИТЕЛЯМИ ( 11,3%).

Кроме названных, некоторые эксперты считают также важным уменьшение

загруженности детей (9%), повышение качества жизни в семьях (5,7%).

Ещё 32% экспертов  в качестве факторов, способных повысить качество воспитания учащихся в школе, назвали ряд частных причин: улучшить организацию досуга, повысить престиж учителя и образования в целом, снизить негативный эффект от телевидения, серьёзнее заняться проблемой здоровья детей, решить проблему неблагополучных семей и т.д.

ПОЛУЧЕННАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПОЗВОЛЯЕТ УТВЕРЖДАТЬ, ЧТО НЕОБХОДИМА НОВАЯ ЭФФЕКТИВНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНОЙ МОЛОДЕЖИ, КОТОРАЯ ДОЛЖНА ОПИРАТЬСЯ НА ВСЕ ПОЗИТИВНОЕ, ЧТО ИМЕЛА ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ШКОЛА, НО В ТО ЖЕ ВРЕМЯ НЕОБХОДИМЫ СЕРЬЁЗНЫЕ КОРРЕКТИВЫ, СВЯЗАННЫЕ С ИЗМЕНЕНИЕМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СТРОЯ ОБЩЕСТВА И УЧИТЫВАЮЩИЕ СОВРЕМЕННУЮ ПРОБЛЕМНУЮ СИТУАЦИЮ.

РЕФОРМЫ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ ШКОЛЫ, - ЕДИНСТВЕННОЕ, ЧТО ПОМОЖЕТ УДЕРЖАТЬ ПОД КОНТРОЛЕМ ОПИСАННУЮ ПРОБЛЕМНУЮ СИТУАЦИЮ С ФОРМИРОВАНИЕМ НАШЕЙ МОЛОДЕЖИ, ЕЁ ГРАЖДАНСКИХ КАЧЕСТВ И МОРАЛЬНОГО ОБЛИКА.

 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО  ПРЕДСЕД ПЕД.СОВЕТА.

РЕШЕНИЕ  ПЕДАГОГИЧЕСКОГО  СОВЕТА:

 

  1. ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ НАЧАТЬ ЗНАКОМСТВО С СУЩЕСТВУЮЩИМИ В СЕГОДНЯШНЕЙ ПЕДАГОГИКЕ ПОДХОДАМИ И КОНЦЕПЦИЯМИ ВОСПИТАНИЯ.
  2. В РАМКАХ МО КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПОЗНАКОМИТЬСЯ С СОВРЕМЕННЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ ВОСПИТАНИЯ.
  3. СТРЕМЯСЬ К ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ В ВОСПИТАНИИ, АКТИВИЗИРОВАТЬ РАБОТУ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ЗДОРОВЬЕ», РАЗРАБОТАТЬ ПРОГРАММУ «СЕМЬЯ».

 

Категория: Мои статьи | Добавил: tanyaacaifulina (07.06.2016)
Просмотров: 190 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar