
ВОСПИТАНИЕ в XXI ВЕКЕ:
ПРОБЛЕМЫ и ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.
ЦЕЛЬ: выявить основные проблемы и противоречия, существующие в современной школе, и предложить пути их решения, учитывая возможности и потенциал школы.
ЗАДАЧИ: 1. Проанализировать и обобщить опыт педагогических наблюдений учителей школы.
2. Определить пути и способы совершенствования и обновления воспитательной работы с обучающимися.
ХОД ПЕДСОВЕТА
- ВЫСТУПЛЕНИЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПЕД.СОВЕТА. ДИРЕКТОРА
В процессе формирования личности воспитание как целенаправленное воздействие на человека играет определяющую роль, так как именно посредством воспитания в сознание и поведение человека выделяют основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуются общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности систем воспитания зависит, в конечном счете, состояние общественного сознания и общественной жизни.
В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ В НАШЕЙ СТРАНЕ УЖЕ НЕ СТАВИТСЯ ВОПРОС О ТОМ, ДОЛЖНА ЛИ ШКОЛА РЕШАТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ЗАНИМАТЬСЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ, ХОТЯ В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ БЫЛ ПЕРИОД, КОГДА УЧЕНЫЕ ПРЕДЛАГАЛИ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ТЕРМИНА «ВОСПИТАНИЕ» И ЗАМЕНИТЬ ЕГО БОЛЕЕ ШИРОКИМ ПОНЯТИЕМ «ОБРАЗОВАНИЕ». СЕЙЧАС ВСЕ ПОЧУВСТВОВАЛИ И ОСОЗНАЛИ, ЧТО ШКОЛА БЕЗ ВОСПИТАНИЯ СУЩЕСТВОВАТЬ НЕ МОЖЕТ И ЧТО ИМЕННО ОНА ОСТАЕТСЯ СЕГОДНЯ ЕДИНСТВЕННОЙ ОПОРОЙ И СОЗИДАЮЩИМ НАЧАЛОМ В НАШЕМ ОБЩЕСТВЕ.
В последние годы принят ряд документов, подтверждающих внимание к проблемам воспитания молодежи. В 1999 году была принята «Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы». В 2001 году принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы». Ряд документов посвящен проблемам становления и развития детского движения. Так, в 1995 году Дума приняла закон «О государственной поддержке детского и молодежного общественного движения», а в мае 2001 года по итогам коллегии Министерства образования принято постановление, посвященное проблемам взаимодействия органов и учреждений системы образования с детским общественным движениям. В последней Программы, принятой 16 февраля 2001 года Правительством РФ и посвященной патриотическому воспитанию, отмечается, что происшедшие в стране социально-экономические процессы оказали негативное воздействие на общественное сознание. Снизилось воспитательное влияние российской культуры и искусства, упал престиж образования, государственной и военной службы, значительно подорван авторитет школьного учителя.
Реализация узаконенного приоритета воспитания над обучением на деле сталкивается с множеством проблем, не зависящих от позиции педагогов. Что делать? Можно, конечно, сдаться, решив, что тягаться с государственным устройством бесполезно. Но многие педагоги, несмотря на все трудности и противоречия, ищут выход из сложившейся ситуации.
Хочется, чтобы сегодняшний педсовет заставил нас задуматься о том, какую позицию по отношению к воспитанию в школе мы сегодня занимаем, какое из ныне существующих определений этого процесса является наиболее близким для нашего коллектива, а также давайте вместе подумаем, что мы можем противопоставить негативному влиянию действительности, как можем способствовать предупреждению и решению возникающих проблем школьной жизни.
- ВЫСТУПЛЕНИЕ ЗАМ. ПО ВР.
ПРИЧИНЫ НЕДОСТАТКОВ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ В ШКОЛЕ.
ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ ДОЛЖЕН НОСИТЬ НЕПРЕРЫВНЫЙ ХАРАКТЕР, ЭТО ПРОБЛЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И СЕМЬИ ПРИОБРЕТАЕТ ОСОБУЮ РОЛЬ. СУДЯ ПО ОПРОСАМ, ИМЕННО ЭТО НЕДООЦЕНИВАЕТ ЗНАЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПЕДАГОГОВ.
Следующим фактором, негативно влияющим на воспитательный процесс в школе, - это постоянно ухудшающийся качественный состав обучающихся.
Ухудшение физического и психического здоровья молодежи отмечается практически всеми исследователями молодежных проблем.
Слово предоставляется:
- Беляевой А.И.,
- Хабибулиной Т.И.
До сих пор нет серьезного внимания к вопросам взаимодействия качественного состава школьников с воспитательными и образовательными программами, которые предлагаются сегодня школе. Вполне понятно, что при снижении качественного состава обучающихся, должны соответственно корректироваться не только программы, но и технологии воспитания и образования.
Недооценка этого факта приводит к тому, что в основном классные руководители выделяют три причины отклоняющегося поведения школьников:
-неэффективное воспитание в семье – 72%;
-общую негативную социальную атмосферу в стране – 69,3%,
-отрицательное влияние телевидения – 34,7%.
ПО МНЕНИЮ ОПРОШЕННЫХ, СЕГОДНЯ ОСНОВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ОКАЗЫВАЮТ СЕМЬЯ И ДРУЗЬЯ, В МЕНЬШЕЙ СТЕПЕНИ ШКОЛА. ПО МНЕНИЮ ОПРОШЕННЫХ, ОСЛАБЛЕНЫ СВЯЗИ ПОДРОСТКОВ И РОДИТЕЛЕЙ, КОТОРЫЕ УДЕЛЯЮТ ДЕТЯМ ВСЕ МЕНЬШЕ ВНИМАНИЯ. ОДНАКО АВТОРИТЕТ РОДИТЕЛЕЙ, ОСОБЕННО У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ОТНОСИТЕЛЬНО ВЫСОК.
анкетиров
Виды помощи
|
Помощь обучающимся
старших классов
|
По математике, физике
|
|
По гуманитарным предметам
|
|
По биологии, химии
|
|
По иностранному языку
|
|
По прикладным предметам
|
|
В основном не помогают
|
|
Родители советуют обучающимся младших классов, какую прочитать книгу, какими увлечениями заняться, с кем провести время, каким видом спорта заняться, какой фильм посмотреть. Контакты родителей со старшеклассниками ограничиваются в основном советами по выбору друзей.
По мнению опрошенных, для обучающихся начальных классов характерно увлечение любимым делом.
Классы
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
Виды досуговых занятий:
- занимаются спортом;
- занимаются любимым делом
/мастерят, коллекционируют/;
- слушают музыку;
- смотрят телевизор;
- читают книги;
- проводят время с друзьями;
- ходят в кино;
- ничего не делают.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Судя по данной информации, с возрастом увеличивается роль друзей в жизни школьников и существенно снижаются занятия любимым делом. Молодежь очень мало читает книги. Практически не посещает выставки, музеи, концерты.
Основной целью воспитательного процесса является формирование нравственного мира молодого человека. Если оценивать такие качества у школьников старших классов, то можно утверждать, что во многом они сформировались и под воздействием школы.
Чтобы представить позицию классных руководителей по поводу этических качеств обучающихся, обратимся к сводной таблице.
Присущие положительные этические качества
|
4-6
классы
|
7-8
классы
|
9-11
классы
|
Доброта, отзывчивость
|
|
|
|
Аккуратность, тяга к чистоте
|
|
|
|
Искренность, правдивость
|
|
|
|
Уважение к старшим
|
|
|
|
Трудолюбие
|
|
|
|
Щедрость
|
|
|
|
Тяга к знаниям
|
|
|
|
Готовность оказать помощь
|
|
|
|
Отсутствие дурных привычек
|
|
|
|
Судя по данной таблице, более 30% учащихся приходят в школу с такими нравственными качествами, сформированными семьей, как доброта, искренность, уважение к старшим; более 25% обладают трудолюбием, тягой к знаниям, щедростью.
Однако уже к 7-8 –му классу от этих нравственных качеств почти ничего не остается. Например, число добрых и отзывчивых ребят уменьшается почти в 3 раза, так же как и уважающих старших. К 10-му классу эта ситуация выглядит ещё более печально. Так, что школе есть о чем подумать.
- ВЫСТУПЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
МОЖНО УТВЕРЖДАТЬ, ЧТО ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕ АМОРАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ФОРМИРУЮТСЯ У ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ ДОЛИ МОЛОДЕЖИ ИМЕННО В ШКОЛЕ, ХОТЯ ПОНЯТНО, ЧТО ВЛИЯНИЕ НА МОЛОДЕЖЬ В ЭТОМ ВОЗРАСТЕ ОКАЗЫВАЕТ НЕ ТОЛЬКО ШКОЛА.
Общая характеристика, которую классные руководители дают учащимся, следующая:
-учащиеся 4-6 классов в целом добрые, уважающие старших, искренние, отзывчивые, без дурных привычек, отличающихся тягой к знаниям, но иногда ленивые и неряшливые;
-учащиеся 7-8 классов в целом добрые, менее отзывчивые, ленивые, не желают учиться, и склонны к дурным привычкам;
-учащиеся 9-11 классов в целом аккуратные, чувство отзывчивости значительно утрачивают, эгоистичные, склонны к обману, неуважению старших, ленивы, не желают учиться, обладают дурными привычками. Если учесть, что 11-классники – это выпускники, которые войдут в общественную жизнь, то возникает много вопросов относительно того, кого выпускает общеобразовательная школа.
4 ВЫСТУПЛЕНИЕ КЛ. РУКОВОДИТЕЛЕЙ.
ТАК КАК ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ ПРОЦЕСС МНОГОПЛАНОВЫЙ, ШКОЛА СЕГОДНЯ НЕ В СОСТОЯНИИ РЕШИТЬ ВСЕ ПРОБЛЕМЫ, ОСОБЕННО СВЯЗАННЫЕ С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ. ТЕМ НЕ МЕНЕЕ ВНЕСТИ СВОЮ ЛЕПТУ В ИХ ИСКОРЕНЕНИЕ ШКОЛА ОБЯЗАНА. ПОСМОТРИМ, КАКИЕ ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ В ШКОЛЕ В РАЗНЫХ КЛАССАХ.
Формы воспитательного воздействия, применяемые в школе в отношении обучающихся
|
1-3
кл.
|
4-5
кл.
|
6-8
кл.
|
9-11
кл.
|
Личные беседы, «внушение».
|
|
|
|
|
Классный час
|
|
|
|
|
Мобилизация усилий коллектива класса
|
|
|
|
|
Орг. встреч с интересными людьми
|
|
|
|
|
Организация внеклассной работы
|
|
|
|
|
Орг. конкурсов, празд. мероприятий
|
|
|
|
|
Беседа с родителями
|
|
|
|
|
Организация игр, экскурсий, вечеров.
|
|
|
|
|
Организация лекций
|
|
|
|
|
Просмотр видеоклипов
|
|
|
|
|
Орг. спортивных игр, соревнований.
|
|
|
|
|
Орг. поездок по городам, турпоходов
|
|
|
|
|
Временное исключение из школы
|
|
|
|
|
Основные формы воспитательной работы – это личные беседы, внушение; классный час, организация встреч с интересными людьми, организация внеклассной работы, организация конкурсов, праздничных мероприятий, беседы с родителями, организация игр, вечеров.
Какой же можно сделать вывод:
Классные руководители прилагают большие усилия для преодоления всех негативных причин в воспитании детей. Но решить все проблемы невозможно.
- ВЫСТ УЧАСТНИКОВ ПЕД.СОВЕТА.
ВИДЕНИЕ ЭКСПЕРТАМИ ПЕРСПЕКТИВ.
ИТАК, МЫ ВЫДЕЛЯЕМ 4 ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЕ КОТОРЫХ МОГЛО БЫ СПОСОБСТВОВАТЬ ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ:
-ЭТО УЛУЧШЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ БАЗЫ ШКОЛ (ТАК СЧИТАЕТ 34,4% ЭКСПЕРТОВ),
-УЛУЧШЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ ШКОЛ ( 25,4%),
-УЛУЧШЕНИЕ СВЯЗИ ШКОЛЫ С РОДИТЕЛЯМИ ( 11,3%).
Кроме названных, некоторые эксперты считают также важным уменьшение
загруженности детей (9%), повышение качества жизни в семьях (5,7%).
Ещё 32% экспертов в качестве факторов, способных повысить качество воспитания учащихся в школе, назвали ряд частных причин: улучшить организацию досуга, повысить престиж учителя и образования в целом, снизить негативный эффект от телевидения, серьёзнее заняться проблемой здоровья детей, решить проблему неблагополучных семей и т.д.
ПОЛУЧЕННАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПОЗВОЛЯЕТ УТВЕРЖДАТЬ, ЧТО НЕОБХОДИМА НОВАЯ ЭФФЕКТИВНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНОЙ МОЛОДЕЖИ, КОТОРАЯ ДОЛЖНА ОПИРАТЬСЯ НА ВСЕ ПОЗИТИВНОЕ, ЧТО ИМЕЛА ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ШКОЛА, НО В ТО ЖЕ ВРЕМЯ НЕОБХОДИМЫ СЕРЬЁЗНЫЕ КОРРЕКТИВЫ, СВЯЗАННЫЕ С ИЗМЕНЕНИЕМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СТРОЯ ОБЩЕСТВА И УЧИТЫВАЮЩИЕ СОВРЕМЕННУЮ ПРОБЛЕМНУЮ СИТУАЦИЮ.
РЕФОРМЫ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ ШКОЛЫ, - ЕДИНСТВЕННОЕ, ЧТО ПОМОЖЕТ УДЕРЖАТЬ ПОД КОНТРОЛЕМ ОПИСАННУЮ ПРОБЛЕМНУЮ СИТУАЦИЮ С ФОРМИРОВАНИЕМ НАШЕЙ МОЛОДЕЖИ, ЕЁ ГРАЖДАНСКИХ КАЧЕСТВ И МОРАЛЬНОГО ОБЛИКА.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ПРЕДСЕД ПЕД.СОВЕТА.
РЕШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА:
- ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ НАЧАТЬ ЗНАКОМСТВО С СУЩЕСТВУЮЩИМИ В СЕГОДНЯШНЕЙ ПЕДАГОГИКЕ ПОДХОДАМИ И КОНЦЕПЦИЯМИ ВОСПИТАНИЯ.
- В РАМКАХ МО КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПОЗНАКОМИТЬСЯ С СОВРЕМЕННЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ ВОСПИТАНИЯ.
- СТРЕМЯСЬ К ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ В ВОСПИТАНИИ, АКТИВИЗИРОВАТЬ РАБОТУ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ЗДОРОВЬЕ», РАЗРАБОТАТЬ ПРОГРАММУ «СЕМЬЯ».
|