САЙФУЛИНА ТАТЬЯНА- учитель ИЗО,обществознания

Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 16
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

УРОКИ
[ Скачать с сервера (4.98 Mb) ] 23.01.2016, 21:00

Сталинградская битва

 (к 70-летию сражения на Волге)

Сценарий Урока мужества

Урок мужества посвящен 70-летию начала Сталинградской битвы, призван привлечь внимание учащихся к лучшим традициям нашего народа, доблестным и героическим страницам отечественной исто­рии: воспитывать чувство уважения к старшему поколению и форми­ровать осознание сопричастности к прошлому.

Оборудование: плакаты военных лет, выставка книг и детских работ, посвященных Сталинградской битве, стенд с видами историко-культурных памятников и военных музеев Волгограда, мультимедиа проектор, презентация.

Объем учебного времени -    45 минут.

 

Звучат первый куплет и первый припев песни «На Мамаевом кургане» (А. Розенбаум).

1-й ученик: История дает нам немало примеров героических сра­жений 1941-1945 гг., поразивших весь мир. И среди них особое место занимает Сталинградская битва. Слово «Сталинград» не случайно вошло во все языки мира. Именно здесь, на Волжской земле, россий­ский солдат нанес сокрушительный удар противнику и тем самым пе­реломил ход крупнейшей в истории человечества войны. С малоизве­стной высоты с отметкой «102,0» — Мамаева кургана — Красная Армия, по словам Маршала Василевского, открыла себе дорогу к Берлину.

3-й ученик:

«Вернешься — ты будешь героем,

ты будешь бессмертен. Иди!»

 И стало тревожно, не скрою,

 и что-то кольнуло в груди,

 и рухнул весь мир за плечами:

 полшага вперед — и в века:

Как это не просто — в молчанье

коснуться рукой козырька,

расправить шинельные складки,

прислушаться к дальней пальбе,

взять светлую сумку взрывчатки

и тут же забыть о себе:

А почестей мы не просили,

не ждали наград за дела.

Нам общая слава России

солдатской наградой была.

 Да много ли надо солдату,

что знал и печаль и успех:

по трудному счастью — на брата

да Красное знамя — на всех.

                                      Г. Поженян

4-й ученик: 5 апреля 1942 г. Гитлер подписал директиву № 41. Цель: овладеть промышленным центром — Сталинградом, выйти к Волге и по ней в кратчайшие сроки попасть в Каспийское море, на Кавказ, где добывалась необходимая для фронта нефть. По замыслу Гитлера на этот прорыв уйдет неделя и осуществит его 6-я полевая армия Паулюса.

Нашим войскам предстояло ценой неимоверных усилий сдержать натиск хорошо подготовленного и вооруженного и численно превос­ходящего противника.

5-й ученик: 17 июля 1942 г. стал первым днем Сталинградской битвы. Силам вермахта на этом участке фронта противостоял Сталин­градский фронт. В кровопролитных боях советские воины проявляли чудеса героизма. В бою близ Хутора Калмыков в районе станицы Клетской четыре советских бронебойщика отражали атаки 30 немец­ких танков. 8 танков из них уничтожил боец Петр Болото — он стал одним из первых Героев Советского Союза в Сталинградской битве. 23 июля первый во время битвы воздушный таран совершил летчик Александр Попов.

...Сталинград.

Ты устоишь, хотя бы день и ночь

Тебя огнем пытали и железом!

Да! Смерть сама бессильна пред тобой!

Они бессмертны, сыновья твои!..

                                                 Пабло Неруда

6-й ученик: В августовские дни 42-го в Сталинградском небе от­личился командир звена 182-го истребительно-авиационного полка старший лейтенант Михаил Баранов. В неравном бою против «мес-сершмиттов» и «юнкерсов» он сбил 4 вражеских самолета, а когда кончились боеприпасы, решил таранить врага и плоскостью своего самолета отрубил хвост немецкой машины. Михаилу Баранову было присвоено звание Героя Советского Союза. Ему шел тогда двадцать первый год.

7-й ученик:  Из Приказа Народного Комиссара Обороны Союза ССР № 227 от 28 июля 1942 г.: «Враг бросает на фронт все новые си­лы и, не считаясь с большими для него потерями, лезет вперед, рвется вглубь Советского Союза, захватывает новые районы, опустошает и разоряет наши города и села, насилует, грабит и убивает советское население. Бои идут в районе Воронежа, на Дону, на юге у ворот Се­верного Кавказа. Немецкие оккупанты рвутся к Сталинграду, к Волге и хотят любой ценой захватить Кубань, Северный Кавказ с их нефтя­ными и хлебными богатствами. <...>…пора покончить отступление. Ни шагу назад! Таким теперь дол­жен быть наш главный призыв... Надо упорно до последней капли крови защищать каждую позицию, каждый метр советской террито­рии, цепляться за каждый клочок советской земли и отстаивать его до последней возможности. <…>

                                                            Подписано: Народный Комиссар Обо­роны И. Сталин.

8-й ученик:

Комбату приказали в этот день

Взять высоту и к сопке пристреляться.

Он может умереть на высоте,

Но раньше должен на нее подняться.

И высота была взята,

И знают уцелевшие солдаты:

У каждого есть в жизни высота.

Которую он должен взять когда-то...

А если по дороге мы умрем,

Своею смертью разрывая доты,

То пусть нас похоронят на высотах,

 Которые мы все-таки берем.

                                          М. Львов

1-й ученик: Самым трагическим днем в истории Сталинградской битвы для жителей и защитников города стал день 23 августа 1942 г. В этот день начались массированные воздушные бомбардировки го­рода. Всего за два часа вражеская авиация произвела около 2000 са­молето-вылетов.

2-й ученик: Бомбы разрушали предприятия, уничтожали приста­ни, жилые дома, культурные ценности, нефтебаки и нефтехранилища. Казалось, что горит не только город, горит сама Волга. В этот день погибло более 40 тысяч мирных жителей. Противнику удалось про­рвать оборону, выйти севернее города к Волге и приблизиться к це­хам Сталинградского тракторного завода. В течение четырех дней ра­бочие завода сдерживали превосходящие силы противника вплоть до подхода регулярных частей Красной Армии.

3-й ученик:

Обращение Сталинградского городского комитета обороны к жителям города                                                    (23 августа 1942 года)

Родные сталинградцы!

Остервенелые банды врага подкатились к стенам нашего родного города. …Кровавые гитлеровцы рвутся в солнечный Сталинград, к ве­ликой русской реке - Волге. Воины Красной Армии самоотверженно защищают Сталинград. Все подступы к городу усеяны трупами немецко-фашистских захватчиков. Гитлер бросает в бой все новые и новые банды своих головорезов, стремясь любой ценой захватить Сталинград.

Товарищи сталинградцы!

Не отдадим родного города, родного дома, родной семьи. Покро­ем все улицы города непроходимыми баррикадами. Сделаем каждый дом, каждый квартал, каждую улицу неприступной крепостью. Выхо­дите все на строительство баррикад. Организуйте баррикады. Баррика­дируйте каждую улицу. Для строительства баррикад используйте все, что имеется под руками — камень, бревно, железо, вагоны трамвая и т.д. Построим баррикады быстро и так, чтобы боец — защитник Ста­линграда беспощадно громил врага с баррикад, построенных нами.

Бойцы Красной Армии! Защитники Сталинграда! Мы сделаем для вас все, чтобы отстоять город. Ни шагу назад. Бейте беспощадно вра­га. Отомстите немцам за все учиненные ими зверства, за разрушенные очаги, за пролитые слезы и кровь наших детей, матерей и жен.

Все на строительство баррикад! Все, кто способен носить оружие, на баррикады, на защиту родного города, родного дома!

4-й ученик: Решением штаба ГКО от 25 августа 1942 г. в городе было введено осадное положение. Трудом жителей области и города было по­строено три обвода оборонительных рубежей общей протяженностью более 3000 км. Писатель Константин Симонов, работавший тогда воен­ным корреспондентом газеты «Красная звезда», так написал о героизме защитников города: «Сегодня мы еще держимся, мы еще не побеждаем, но слава солдата каждый день и каждую ночь рождается здесь».

5-й ученик: Оборонительное сражение под Сталинградом приоб­ретало все более ожесточенный характер. 14 сентября противник про­рвался в центр города, завязались бои за железнодорожный вокзал «Сталинград — 1», здание которого несколько раз переходило из рук в руки. Потери с обеих сторон были огромными.

6-й ученик: Из Предсмертной записки комиссара 272-го стрелко­вого полка И.М. Щербины комиссару дивизии: «Тов. Кузнецов, если я погибну, одна моя просьба — семья, другая моя печаль — надо было бы еще фашистам дать по зубам, т.е. жалею, что рано умираю и фрицев убил лично только 85 штук. За Родину, ребята, бейте врага!»

7-й ученик: Местом самых ожесточенных боев в Сталинграде стал Мамаев Курган — на военных картах он обозначался как высота 102.0. Курган имел важное стратегическое значение: с его вершины хорошо просматривалась и простреливалась прилегающая территория, включая переправы через Волгу. По 10-12 раз в день гитлеровцы штурмовали Курган, но, неся потери в людях и технике, так и не смогли овладеть всей его территорией. Почерневший от взрывов, обожженный и изры­тый воронками и дзотами, он стал символом отчаянной и героической борьбы защитников Сталинграда: на каждый квадратный метр земли к весне 1943 г. здесь приходилось от 500 до 1250 осколков.

8-й ученик:

Упал на пашне у высотки

суровый мальчик из Москвы,

и тихо сдвинулась пилотка

с пробитой пулей головы.

<...>

Горсть отвоеванной России

он захотел на память взять,

и не сумели мы, живые,

 те пальцы мертвые разжать.

<...>

И если правда будет время,

когда людей на Страшный суд

из всех земель, с грехами всеми,

трикратно трубы призовут, —

 

предстанет за столом судейским

не бог с туманной бородой,

а паренек красноармейский

пред потрясенною толпой,

 

держа в своей ладони правой,

помятой немцами в бою,

не символы небесной славы,

а землю русскую свою.

 

Он все увидит, это мальчик,

и ни йоты не простит,

но лесть от правды, боль от фальши

и гнев от злобы отличит.

 

Он все узнает оком зорким,

 с пятном кровавым на груди,

судья в истлевшей гимнастерке,

сидящий молча впереди.

 

И будет самой высшей мерой,

какою мерить нас могли,

в ладони юношеской серой

та горсть тяжелая земли.

                                             Я. Смеляков

9-й ученик: История сохранила имена героев, чей подвиг поразил современников и стал назиданием для потомков. Мы назовем лишь не­сколько имен:

Матвей  Путилов — связист штаба 308-й стрелковой дивизии. В разгар боя при исправлении поврежденной линии связи ему раздро­било обе руки. Истекая кровью, герой дополз до места разрыва линии связи, и, теряя сознание, зубами соединил оба провода.

Михаил Паникаха— боец 1-й роты 193-й стрелковой дивизии 885-го стрелкового полка. Поднятая им на вражеский танк бутылка с горючей жидкостью воспламенилась от попадания пули. Охваченный пламе­нем, он бросился к немецкой машине, разбил о ее броню вторую бу­тылку и лег на броню танка. Умирая, Михаил уничтожил танк врага с его экипажем.

Василий Зайцев — снайпер 284-й стрелковой дивизии. Он лично уничтожил 242 фашиста, а обученные им снайперскому делу солдаты уничтожили 1106 солдат и офицеров врага. Немецко-фашистское ко­мандование, чтобы уничтожить Зайцева, доставило в Сталинград ру­ководителя берлинской школы снайперов майора Конингса. Но через 4 дня и он был застрелен известным снайпером.

Яков Павлов — сержант, возглавивший оборону дома на одной из площадей Сталинграда. Расположение этого дома позволяло вести наблюдение и обстреливать занятую противником часть города на за­пад, север и юг на расстояние более километра. Группа солдат во гла­ве с Павловым захватила опорный пункт. Немцы подвергли его не­прерывному артиллерийскому и минометному обстрелу, атаковали бомбами с воздуха. Но защитники дома стойко держались. 58 дней и ночей они не давали гитлеровцам прорваться на этом участке к Волге, за это время уничтожили солдат противника больше, чем вермахт по­терял при взятии Парижа.

10-й ученик: Эти имена стали символами героизма и мужества нашего народа. И этот героизм был массовым. За подвиги, совершен­ные в дни Сталинградской битвы, 120 солдат и офицеров были удо­стоены звания Героя Советского Союза, более 750 тысяч человек бы­ли награждены учрежденной 22 декабря 1942 года Медалью «За оборону Сталинграда» (в их числе как военнослужащие, так и лица из гражданского населения)

1 - й  ученик:

Письмо В.П. Маснева матери Татьяне Ефимовне.

...Мама, скоро я снова вступаю в бой с проклятыми фашистскими ордами и буду до последней капли крови уничтожать этих  извергов. Если меня только не станет, то всегда помни, что я погиб, как подобает воину-командиру нашей Красной Армии, как подобает погибать. Декабрь 1942 года

Звучит песня «Баллада о  матери» в исполнении Софии Ротару (музыка Е. Мартынова, слова А. Дементьева).

(Возможно чтение стихотворения под музыку этой песни с демон­страцией кадров кинохроники. Приводится ниже).

3-й_ученик:

Постарела мать за тридцать лет,

А вестей от сына нет и нет.

Но она все продолжает ждать,

Потому что верит, потому что мать.

И на что надеется она?

Много лет, как кончилась война.

Много лет, как все пришли назад,

Кроме мертвых, что в земле лежат.

Сколько их в то дальнее село

Мальчиков безусых, не пришло.

... Раз в село прислали по весне

Фильм документальный о войне.

Все пришли в кино — и стар, и мал

Кто познал войну и кто не знал,

Перед горькой памятью людской

Разливалась ненависть рекой.

Трудно было это вспоминать.

Вдруг с экрана сын взглянул на мать.

Мать узнала сына в тот же миг,

И пронесся материнский крик:

— Алексей! Алешенька! Сынок! —

Словно сын ее услышать мог.

Он рванулся из траншеи в бой,

Встала мать прикрыть его собой.

Все боялась — вдруг он упадет,

 Но сквозь годы мчался сын вперед.

— Алексей! — кричали земляки.

 — Алексей! — просили. — Добеги!

Кадр сменился. Сын остался жить,

Просит мать о сыне повторить.

 И опять в атаку сын бежит.

Жив-здоров, не ранен, не убит.

— Алексей! Алешенька! Сынок! —

 Словно сын ее услышать мог.

Дома все ей чудилось кино...

Все ждала, вот-вот сейчас в окно

Посреди тревожной тишины

Постучится сын ее с войны.

                                        А. Дементьев

4-й ученик: Самым юным защитником Сталинграда был шестилет­ний Сережа Алешков. Его мать и брата зверски замучили гитлеровцы. Самого же Сережу нашли в лесу бойцы 142-го гвардейского стрелкового полка 47-й гвардейской стрелковой дивизии. В боевых действиях ребенок, конечно, не участвовал, но старался помогать бойцам: то хлеб принесет, то воду, в перерыве между боями песню споет, стихи почита­ет. А однажды он спас жизнь командиру полковнику Воробьеву, обна­ружив его под обломками землянки и позвав на помощь. Воробьев был спасен. Впоследствии он стал приемным отцом ребенка.

Сережа Алешков за участие в Великой Отечественной войне был награжден медалью «За боевые заслуги».

5-й ученик:

Качается рожь несжатая.

Шагают бойцы по ней.

Шагаем и мы, девчата,

Похожие на парней.

Нет, это горят не хаты —

То юность моя в огне...

Идут по войне девчата,

Похожие на парней.

                                     Ю. Друнина

«У войны не женское лицо», — так назвала книгу известная писа­тельница С.А. Алексиевич. Но все тяготы военного времени наряду с мужчинами стойко переносили женщины.

6-йученик:

Только что пришла с передовой,

Мокрая, замерзшая и злая.

А в землянке нету никого,

И дымится печка, затухая.

Так устала — руки не поднять.

Не до дров, — согреюсь под шинелью.

Прилегла, но слышу, что опять

По окопам нашим бьют шрапнелью.

Из землянки выбегаю в ночь,

А навстречу мне рванулось пламя,

Мне навстречу — те, кому помочь

Я должна спокойными руками.

И за то, что снова до утра

Смерть ползти со мною будет рядом,

Мимоходом: — Молодец, сестра! —

Крикнут мне товарищи в награду.

Да еще сияющий комбат

Руки мне протянет после боя:

— Старшина, родная, как я рад,

Что опять осталась ты живою.

                                        Ю. Друнина

7-й ученик: Санинструктора из 214-й стрелковой дивизии Марионеллу Королеву близкие люди называли Гулей. В первые дни войны она добровольно ушла на фронт. В разгар Сталинградского сражения, во время ожесточенного боя около хутора Паньшино Гуля Королева вынесла 50 тяжело раненных бойцов. Когда наступление наших сол­дат захлебнулось, она подняла бойцов в атаку, первой ворвалась в окопы противника и несколькими бросками гранат уничтожила 15 вражеских солдат и офицеров. Смертельно раненная, она стреляла по врагу до тех пор, пока оружие не выпало у нее из рук.

8-й ученик:

Сто раненых она спасла одна

И вынесла из огненного шквала.

Водою напоила их она

И раны их сама забинтовала.

Под ливнем раскаленного свинца

Она ползла, ползла без остановки

И, раненого подобрав бойца,

Не забывала о его винтовке.

Но вот в сто первый раз

Ее сразил осколок мины лютой...,

Склонился шелк знамен

В печальный час

И кровь ее пылала в них как будто....

Погасла, не успев расцвесть, весна.

Но как заря рождает день, сгорая,

Врагу погибель принеся, она

Бессмертною осталась, умирая.

                                              Ю. Друнина

9-й ученик: За несколько дней санитарка Анна Бондарчук вынесла с поля боя на улицах Сталинграда 120 раненых бойцов и командиров, за что была награждена Орденом Ленина. А Евдокия Дуденкова спасла жизнь более 500 воинам, причем 124 тяжело раненых она вынесла из горящего госпиталя в ночь с 23 на 24 августа 1942 года.

Отдавая дань героизму женщин-медиков, маршал В.И. Чуйков отмечал, что при переправе через Волгу каждая из врачей и медсе­стер, работавших в санитарных батальонах дивизий и на эвакопунк­тах 62-й армии под непрерывным обстрелом, в течение ночи перевя­зывали сто, а то и более раненых. Были случаи, когда за одну ночь на левый берег медики переправляли по 2-3 тысячи человек. Сибирячка Тамара Шмакова, служившая санитаркой в 284-й дивизии 62-й армии, выносила раненых из-под сплошного огня даже тогда, когда, каза­лось, нельзя было руку поднять над землей.

10-й ученик:

Подсчитайте, живые,

Сколько сроку назад

Был на фронте впервые

 Назван вдруг Сталинград. <...>

И у мертвых, безгласных,

Есть отрада одна:

Мы за Родину пали,

Но она — спасена.

                            А. Твардовский

 

1-й ученик: Храбрость и находчивость в сражениях за Сталинград проявила летчица Екатерина Буданова. Это она, возвращаясь с боево­го задания, обнаружила 12 вражеских бомбардировщиков и атаковала их. Растерявшись, фашисты сбросили бомбовый груз, не дойдя до це­ли. Но, увидев, что имеют дело с одним самолетом, они перешли в контратаку. Несмотря на то что боеприпасы и горючее были уже на исходе, Буданова продолжила бой. Ведущий бомбардировщик группы был сбит. Затем летчица сделала заход на очередную цель и стала сближаться с противником, намереваясь поразить его таранным уда­ром. У фашистов не выдержали нервы, и они ретировались. А совет­ская летчица, раненая, но победившая, посадила свой изрешеченный пулями самолет на летное поле, где ее ожидали боевые друзья.

2-й ученик:

Я столько раз видала рукопашный,

Раз наяву. И тысячу — во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

                                            Ю. Друнина

3-й ученик: 19 ноября 1942 года. Советские войска под Сталин­градом перешли в контрнаступление: началась операция «Уран». Си­лами войск Юго-Западного Донского и Сталинградского фронтов должна была быть прорвана оборона противника.

4-й ученик:

Из Дневника гитлеровского солдата

5 сентября 1942 года

Утром я был потрясен прекрасным зрелищем: впервые сквозь огонь и дым увидел Волгу, спокойно и величаво текущую в своем русле. Итак, мы достигли желанной цели — Волга! Но Сталинград еще в руках русских, и впереди жестокие бои... Почему русские уперлись на этом берегу, неужели они думают воевать на самой кромке? Это безумие....

14 октября 1942 года

Русские не похожи на людей, они не знают усталости, не ведают страха, не боятся огня... Матросы на лютом морозе идут в атаку в тельняшках... Мы изнемогаем, каждый солдат считает, что следую­щим погибнет он. Быть раненым и вернуться в тыл — единственная надежда...

16 октября 1942 года

Сегодня получил письмо от жены. Дома надеются, что до Рожде­ства мы вернемся в Германию, и уверены, что Сталинград в наших руках. Какое великое заблуждение! Этот город превратил нас в толпу бесчувственных мертвецов... Сталинград — это ад!

23 ноября 1942 года

Никто из нас не вернётся в Германию, если только не произойдет чу­да. А в чудеса я больше не верю... Время перешло на сторону русских.

5-й ученик: Известие об окружении 6-й армии Паулюса произвело в ставке Гитлера эффект внезапно разорвавшейся бомбы. Потеряв са­мообладание, Гитлер в ярости кричал: «Я не оставлю Волгу! Я не уй­ду с Волги!» Главный довод фюрера сводился к тому, что в случае ос­тавления Сталинграда были бы сведены к нулю все успехи летнего наступления на юге, а вместе с ними исчезли бы и все надежды на завое­вание Кавказа. Паулюсу был дан приказ занять круговую оборону, а раз­рушенный до основания город превратить в «крепость Сталинград».

6-й ученик:

Немецкий обер-ефрейтор И. Цимах о боях в Сталинграде

20 ноября 1942 года

Здесь сущий ад. Ничего подобного мы еще не переживали. К со­жалению, всего я вам написать не могу. Если судьба позволит, то я вам когда-нибудь об этом расскажу. Сталинград — могила для не­мецких солдат. Число солдатских кладбищ растет. Это похоже на то, что творилось в Перроне на Сомме в войну 1914-1918 гг., с той раз­ницей, что здесь все эти солдаты погибли в боях за один только город.

7-й ученик:

Из американского еженедельника «Тайм» о переходе совет­ских войск в контрнаступление под Сталинградом

14 декабря 1942 года

Германия терпит поражение в России, и это значит, что она про­игрывает вторую мировую войну...

Из всего этого следует, что в Сталинграде практически попали в котел примерно 300 тысяч немецких и румынских солдат. Окружение, пленение или уничтожение этой армии одновременно с потерей пози­ций вермахта на юге России станут для Гитлера куда большей катаст­рофой, чем разгром в Ливии.

8-й ученик: В 20-х числах января 1943 года стало очевидным, что окруженная на берегах Волги и в придонских степях лучшая из армий обречена. Катастрофа стала необратимой. Паулюс не переставал про­сить Берлин о помощи.

9-й ученик: Из телеграммы, направленной Паулюсом в Берлин 24 января 1943 года: «Крепость может быть удержана только счи­танные дни. Из-за отсутствия снабжения люди обессилели, оружие лишено подвижности. Последний аэродром в ближайшее время будет потерян, в результате чего возможность снабжения будет сведена к минимуму... Оснований для выполнения боевой задачи и удержания Сталинграда больше нет... Я намерен, не дожидаясь окончательного крушения обороны, отдать всем частям приказ организованно проби­ваться на юго-запад... Если же мы останемся на месте, то, несомнен­но, все погибнем, пленные тоже умрут от голода и холода».

10-й ученик: Ожесточенные бои на развалинах Сталинграда про­должались еще несколько дней. 6-я немецкая армия под ударами Со­ветских войск бесславно гибла. Район боев представлял собой ужа­сающую картину: среди сплошных развалин громоздилась разбитая брошенная техника, валялись тысячи трупов, оставшиеся в живых немецкие солдаты были на грани безумия. Брошенные на произвол судьбы своим верховным командованием солдаты и офицеры отчаян­но сопротивлялись.

_1-й ученик: 31 января южная группировка противника прекратила борьбу. За несколько часов до капитуляции Паулюсу было присвоено высшее в вермахте воинское звание — генерал-фельдмаршал. По не­писаной прусской традиции германские фельдмаршалы никогда в плен не сдавались. Паулюс решил иначе.

2-й ученик: 2-го февраля капитулировала северная группа про­тивника. Такого поражения враг не испытывал с начала Второй миро­вой войны. В Германии был объявлен траур.

3-й ученик: Английским журналист Холл о победе советских войск под Сталинградом

8 февраля 1943 года

Сталинград стал кладбищем не только сотен тысяч германских солдат, но и германских планов. Победа русских под Сталинградом, как извержение вулкана, потрясла всю оборону немцев от Ленинграда до Кавказа.

4-й ученик: Сталинградская битва изменила обстановку не только на советско-германском фронте, но и на всех других театрах Второй миро­вой войны. Это была не просто военная победа. Это был бессмертный исторический подвиг советского народа и его Вооруженных Сил.

5-й ученик: «Победа наших войск под Сталинградом ознаменова­ла собой начало перелома в войне в пользу Советского Союза и нача­ло изгнания вражеских войск с нашей территории» (Г.К. Жуков}.

6-й ученик: «Сам Сталинград стал символом мужества, стойкости русского народа и вместе с тем символом величайшего человеческого страдания. Этот символ сохранится в веках. Надо, чтобы будущие поко­ления смогли воочию увидеть все величие одержанной вами победы...

Это действительно изумительная победа» (У. Черчилль, премьер-министр Великобритании).

7-й_ученик: «Эта славная победа остановила волну нашествия и стала поворотным пунктом войны Союзных наций против сил агрес­сии» (Ф.Рузвельт, президент США).

8-й_ученик- В ноябре 1943 года на конференции руководителей трех союзных держав в Тегеране премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль передал советской делегации почетный меч — дар короля Георга VI гражданам Сталинграда в ознаменование победы над фашистскими захватчиками. На обеих сторонах лезвия меча надпись на русском и английском языках: «Гражданам Сталинграда — крепким, как сталь, в знак глубокого восхищения британского народа».

9-й ученик:

Торжественный финал похода,

Отбой бессонниц и дорог.

У каждого четыре года

Недосыпаний и тревог.

В своих глазах

В края чужие

Несли, как отраженье, мы

Огонь сожженных сел России,

Пожаров красные дымы.

Полки бессонниц вместе с нами

Вошли в Берлин сквозь Сталинград.

Волжане с красными глазами

Под Красным знаменем стоят.

                                         А. Недогонов

10-й_ученик: Отгремели бои, закончилась война. Но осталась па­мять как связующая нить с нашей героической историей.

Сотни лет

              расходиться широким кругам

 по огромной воде

молчаливой реки...

Выше всех Эверестов —

              Мамаев курган!

Зря об этом в учебниках нет

ни строки.

Зря не сказано в них,

что теплеет Земля

и светлеет Земля,

              оттого что на ней,

 о курганах Мамаевых

 помнить веля,

загораются

               тысячи Вечных огней...

Зря не сказано в книгах,

Мамаев курган,

 что металла

в твоем оглушенном нутре

больше,

           чем в знаменитой Магнитной горе!

Что хватило его и друзьям.

И врагам.

Вместо капель росы,

             как слепое жнивье,

проступает железо,

кроваво сочась...

И поэтому самая главная часть

в притяженье Земли —

                 притяженье твое!...

Ты

цветами пророс.

Ты

слезами пророс.

Ты стоишь,

поминальные муки терпя.

 Синеватые молнии

                  медленных гроз,

будто в колокол памяти,

 бьются в тебя!

И тогда поднимаются птицы с земли

и колышется нервно

                   степная трава.

Оживают затертые напрочь

                     слова.

И по плитам

устало

стучат костыли.

                             Р. Рождественский

Звучит фрагмент песни «Журавли» в исполнении Марка Бернеса (музыка Я. Френкеля, стихи Р. Гамзатова).

1-й ученик: Не были забыты 140 дней и ночей боев за Мамаев курган. 15 ноября 1967 года на Мамаевом кургане был открыт памят­ник-ансамбль.

Звучат «Грезы» Р. Шумана (эта музыка звучит в зале Воинской Славы на Мамаевом кургане). Одновременно на экран проецируются изображения скульптурной композиции на Мамаевом кургане.

2-й ученик:

Весь под ногами шар земной.

 Живу. Дышу. Пою.

Но в памяти всегда со мной

погибшие в бою.

Пусть всех имен не назову,

нет кровнее родни.

Не потому ли я живу,

 Что умерли они?

                                  С. Щипачев

3-й ученик: У подножия Мамаева кургана растет березка. Посадил ее Федор Рыкунов в память о погибших в годы войны четырех брать­ях. С 13 апреля 1965 года по инициативе Лидии Степановны Пласти­ковой на склонах Мамаева кургана стали сажать деревья в память о родных, погибших в годы войны.

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В том, что они — кто старше, кто моложе —

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь —

Речь не о том, но все же, все же, все же...

                                                   А. Твардовский

 

4-й ученик: В 70-е годы XX века звания Почетных граждан Вол­гограда были удостоены Маршалы А.И.Еременко и В.И.Чуйков, гене­рал-полковники А.И.Родимцев и М.С.Шумилов, участники битвы В.Г.Зайцев и Я.Ф.Павлов. Маршал В.И. Чуйков и генерал-полковник М.С.Шумилов похоронены на Мамаевом кургане.

Звучит фрагмент песни «Песня-сказ о Мамаевом кургане»  (А.Пахмутова, В.Боков).

Од­новременно демонстрируются виды памятных мест Волгограда.

5-й ученик: Уже после войны на Мамаевом кургане под Сталин­градом была установлена грандиозная 52-метровая скульптура «Ро­дина-мать». По замыслу скульптора В.Вучетича — автора памятника-ансамбля на Мамаевом кургане — меч, поднятый в Сталинграде, был опущен советским воином-освободителем в поверженном Берлине.

Одновременно на экран проецируются изображения скульптур «Родина-мать» в Волгограде и советского воина-освободителя со спа­сенной девочкой на руках в Трептов-парке в Берлине.

6-й ученик: В Сталинградской битве погибли 50 воинов – уроженцев Сургута и Сургутского района. В Сургут вернулось девять защитников Сталинграда: Т.И. Водяников, И.Г. Хрипков, И.С. Мяксиняев, Ф.И. Рябов, И.И. Щеглов, А.О. Касторгин, В.А. Левин, Р.Ф. Кулагина, Е.М. Желанова (Федулова).

  7-й ученик:  Из воспоминаний Екатерины Маркеловны Желановой (Федуловой), Кавалера Ордена Красной Звезды:

 - Повестка в военкомат пришла через неделю после начала войны. Меня направили в Омск, где я стала работать в хирургическом отделении клиники профессора Рабиновича – доставляли сюда, как правило, тяжелораненых. В апреле 42-го двенадцать девчат из госпиталя отправили на фронт. На станции Называевка нас обмундировали, выдали брюки, гимнастерки, ремни, пилотки, кирзовые сапоги не по размеру. Я носила 35-36, а выдали 43-й размер! Подстригли всех и – под Сталинград, в самое пекло. А там не только уличные бои шли, бились за каждый цех тракторного завода! Если пройдем 20-50 метров по заводу – это считалось очень большим достижением. После Сталинграда участвовала в наступательных сражениях, дошла до Берлина, расписалась на рейхстаге. Из Сургута делегация врачей ездила в Берлин и нашла эту подпись.

  8-й ученик: Из воспоминаний Раисы Федоровны Кулагиной:

- В сентябре 1942 года нас после окончания Горьковской полковой школы связи направили в маршевые роты, сформировали отдельный полк и направили по Сталинград. Всем известно, что Сталинградская битва вошла в историю героической летописи. Мне, как участнице этого черного ада страшно вспоминать, что происходило в то незабываемо тяжелое для нашей страны время. Иногда приходилось дежурить до пяти суток без смены… Самолеты противника черными тучами постоянно висели в воздухе, ночами освещалось все с парашютов, а днем готовились контратаки. Только мужество и стойкость наших войск смогли обеспечить перелом в ходе войны.

 

9-й ученик:

В свой срок — не поздно и не рано —

придет зима, замрет земля.

И ты к Мамаеву кургану

придешь второго февраля.

И там, у той заиндевелой,

у той священной высоты,

ты на краю метели белой

положишь красные цветы.

И словно в первый раз заметишь,

каким он был, их ратный путь!

Февраль — февраль, солдатский месяц —

пурга в лицо, снега по грудь.

Сто лет пройдет. И сто метелиц.

А мы пред ними все в долгу.

Февраль — февраль. Солдатский месяц —

Горят гвоздики на снегу.

Цит. по: История: Внеклассные мероприятия / Авт. - сост. Н.В. Кузьмина. Волгоград, 2005.

 

10-й  ученик:  

Предлагаю почтить память защитников  Сталинграда  минутой молчания.

Объявляется минута молчания.

 

На экране — кадры кинохроники, Парада 24 июня 1945 года в Москве, послевоенные встречи ветеранов. Одновременно звучит за­пись песни «Горячий снег» (музыка А. Пахмутовой, слова Н. Добронравова).

Литература

 

1.  Аргасуева С.А., Андреева З.Н. и др. Битва за Сталинград. Волго­град, 2003.

2. Сталинградская битва. Материалы конференций, прошедших в Москве и Волгограде к 50-летию сражения / Под ред. Б.С. Оболихина. Волгоград, 1994.

3.  Битва за Сталинград /Под ред. А.А. Кольтюхова и Ю.П. Квятковского. М.; СПб., 2002.

4. Сталинград. Тракторный. Победа. Сб. статей. Волгоград, 2003.

 

Категория: Мои файлы | Добавил: tanyaacaifulina
Просмотров: 240 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar