Краснодарский край
Муниципальное образование Крымский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 16 села Молдаванского.
УТВЕРЖДЕНО
решением педсовета протокол №_____
от «____» _________ 2011 года
Председатель педсовета
__________________ В.И..Врадий
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочной деятельности учащихся
Кружок декоративно – прикладного творчества
«АКВАРЕЛЬКА»

Учитель МБОУ СОШ №16
Сайфулина Татьяна Александровна
2011 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по изучению декоративно-прикладного искусства создана в соответствии с концепцией модернизации российского образования, в соответствии с требованиями Федеральных законов России «Об образовании».
По своему происхождению декоративно-прикладное искусство - один из самых важных и древнейших видов искусства. Произведения декоративно-прикладного искусства обладают художественно-эстетическими свойствами, имея практическое назначение в быту и труде.
Школьник становится участником увлекательного процесса создания полезных и красивых изделий. Декоративно-прикладное искусство, как никакой другой вид учебно-творческой работы школьников, позволяет одновременно с раскрытием огромной духовной ценности изделий народных мастеров, формированием эстетического вкуса вооружать учащихся техническими знаниями, развивать у них трудовые умения и навыки, вести психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии. На занятиях учащиеся пользуются основами многих наук, в процессе создания декоративных изделий дети на практике применяют знания по изобразительному искусству, черчению, труду и другим предметам, преподаваемых в школе.
Изделия декоративно-прикладного искусства органически сочетают в себе эстетически выразительные и утилитарные моменты. В них сосредоточено единство творчества и труда, они составляют предметную среду, окружающую человека, оказывают влияние на его образ жизни. Это искусство своими корнями уходит в народное творчество. Издавна традиции народных мастеров передавались из поколения в поколение. Искусство своей семьи, деревни, поселка дети впитывали с ранних лет.
Режим занятий
Программа кружка «Декоративно-прикладное искусство» предназначена для учащихся начальных классов и рассчитана на 2 года обучения, для мальчиков и девочек. Отводится 1 час в неделю (34 часа в год).
2011-2012 учебном году-1год обучения
2012-2013 учебный год -2 год обучения
Основные цели программы:
- Организация досуговой деятельности детей.
- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений декоративно-прикладного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру, к народным обычаям и традициям;
- овладение элементарными трудовыми навыками; способами художественной деятельности;
- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений декоративно-прикладного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям; коммуникативных способностей, формирующих умение свободно общаться в типовых ситуациях повседневности.
Первый год обучения – ознакомительный.
Раннее обучение школьников предполагает простую степень сложности.
Основная задача:
- помочь ребёнку преодолеть чувство страха перед новым, неизведанным;
- дать возможность поверить в успех и свои творческие способности;
- научить вести себя в коллективе;
- развивать мелкую моторику рук, глазомер;
- освоить приёмы владения простейшими инструментами;
- прививать культуру труда.
Работы выполняются по образцу.
Второй год обучения – элементарная грамотность.
Основные задачи:
- расширить представление о возможностях предлагаемых видов изобразительной деятельности, продолжить развитие навыков владения инструментами и материалами;
- освоить простые изобразительные техники и приёмы, стимулировать самостоятельное творческое мышление.
В результате обучения школьники должны знать:
- виды декоративно – прикладного творчества;
- народные художественные промыслы России и их историю;
- названия и назначение инструментов;
- названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;
- правила организации рабочего места;
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами.
Должны уметь:
- правильно организовать рабочее место;
- пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретённые навыки на практике;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами;
- выполнять работы самостоятельно согласно технологии;
- сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищескую помощь, проявлять самостоятельность.
Приёмы и методы организации занятий кружка.
В работе используются все виды деятельности, развивающие личность:
игра, труд, учение, общение, творчество.
При этом соблюдаются следующие правила:
- виды деятельности должны быть разнообразными, социально значимыми, направлены на реализацию личных интересов членов группы;
- деятельность должна соответствовать возможностям отдельных личностей, рассчитана на выдвижение детей на роли лидеров, чьё влияние благотворно;
- необходимо учитывать основные черты коллективной деятельности: разделение труда, кооперацию детей, сотрудничество детей и педагога.
При определении содержания деятельности учитываются следующие принципы:
- воспитывающего характера труда;
- научности (соблюдение строгой технической терминологии, символики и др.)
- связи теории с практикой
- систематичности и последовательности;
- учёт возрастных и индивидуальных особенностей личности;
- доступности и посильности;
- творческой самостоятельности ребёнка при руководящей роли учителя;
- наглядности;
- прочности овладения знаниями и умениями (достигается реализацией всех вышеперечисленных принципов).
В процессе обучения в кружке у детей формируются три основные группы практических умений и навыков:
- политехнические: измерительные, вычислительные, графические, технологические;
- общетрудовые: организаторские, конструкторские;
- специальные: обработка бумаги, картона и других материалов; овладение различными техниками работы с акварелью, гуашью.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, выставка, экскурсия, творческий конкурс.
Основной вид занятий – практический.
Используются следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично поисковый или эвристический, исследовательский.
Педагогические приёмы:
- формирования взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);
- организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование);
- стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка и т.д.);
- сотрудничества, позволяющие педагогу и воспитаннику быть партнёрами в увлекательном процессе образования;
- свободного выбора.
Дидактическое и техническое оснащение занятий.
Большая часть дидактического материала изготавливается самим педагогом: индивидуальные комплекты дидактического материала для каждого ученика (трафареты, шаблоны и пр.);
таблицы-памятки, схемы, технологические карты, информационные бюллетени;
альбомы с образцами, фотографиями.
Материалы, инструменты, приспособления:
рамки разных размеров, ножницы, клей ПВА, «Момент», цветная, альбомная бумага и картон, бархатная бумага, кисточки, лак, губка флористическая, цветы искусственные, циркули, линейки, простые и цветные карандаши, фломастеры, маркеры, цветные гелевые ручки, акварельные краски, гуашь, стеклянные бутылки, вата, фольга, медная проволока, яичная скорлупа, опилки, пуговицы, пластилин.
Основные составляющие занятий:
1) воспитательный момент (правила хорошего тона, этикет)
2) организация рабочего места
3) повторение пройденного материала
4) организация и проведение занятия (включает следующие структурные элементы:
- инструктажи: вводный – проводится перед началом практической работы, текущий – во время выполнения практической работы, заключительный
- практическая работа
- физкультминутки
- подведение итогов, анализ, оценка работ
- приведение в порядок рабочего места.
Перечисленные элементы не обязательно использовать на каждом занятии. Дополнительное образование позволяет преподавателю быть более свободным в выборе средств обучения, импровизируя по своему усмотрению. Главное, чтобы труд становился для детей источником радости, доставлял им удовольствие и моральное удовлетворение.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни.
Ожидаемые результаты освоения программы:
Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами декоративно-прикладного искусства может каждый, по - настоящему желающий этого ребенок.
Дети, в процессе усвоения программных требований, получают допрофессиональную подготовку, наиболее одаренные – возможность обучения в специальных профессиональных учебных заведениях.
1 год обучения (34 часа)
1. Вводное занятие - 1ч
2. Декоративно – прикладное искусство – 2ч
3. Народный орнамент - 6ч
4. Лепка - 3ч
5. Композиция - 4ч
6. Аппликация - 4ч
7. Художественные работы из природного материала – 4ч
8. Художественные работы из нетрадиционных материалов (тесто, ракушки, стекло, соль и др.) – 3ч
9. Рисование без кисточки (палочкой, пальчиком, аэрография) - 3ч
10. Оформительская работа – 4ч
2 год обучения (34 часа)
1. Вводное занятие – 1ч
2. Народный орнамент – 4ч
3. Композиция – 3ч
4. Лепка – 2ч
5. Рисование без кисточки – 3ч
6. Художественные работы из природного материала – 3ч
7. Художественные работы из нетрадиционных материалов – 3ч
8. Художественные работы из разных материалов – 2ч
9. Аппликация – 3ч
10. Работа с бумагой и картоном – 2ч
11. Оформительская работа – 8 ч
Первый год обучения
№
|
тема и содержание темы
|
Кол-во часов
|
Дата проведения
|
теория
|
практика
|
|
план
|
факт
|
|
Вводное занятие
|
1
|
|
|
Материалы, инструменты. Техника безопасности на занятиях кружка
|
Художественные
упражнения акварелью, гуашью
|
|
Декоративно-прикладное искусство.
Изобразительные виды декора.
Виды орнаментов.
Создание орнамента.
|
2
|
|
|
Значение и происхождение декоративно-прикладного искусства. Сюжетное изображение. Орнамент. Декоративный элемент. Замкнутый, ленточный, сетчатый орнаменты.
|
Выполнение акварелью и гуашью простейших узоров в полосе, круге, квадрате, прямоугольнике из декоративных цветов, ягод, листьев
|
|
Народный орнамент.
Хохломская роспись.
Городецкая роспись.
Дымковская роспись.
Жостовская роспись.
Гжельская роспись.
|
5
|
|
|
Характерные декоративные элементы хохломской, городецкой, дымковской, жостовской, гжельской росписей
|
Упражнения в выполнении отдельных элементов народных орнаментов. Роспись посуды, разделочных досок, игрушек узорами народных орнаментов
|
|
Лепка
|
3
|
|
|
Простейшие приёмы лепки (скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание, вдавливание, заглаживание, прищипывание)
|
Лепка дымковских игрушек
|
|
Аппликация
Выбор натуры, сюжета, узора
Составления эскиза к аппликации
Подбор материалов. Вырезание деталей изображения.
Вырезание изображений симметричного строения.
Декоративная аппликация.
|
2
|
|
|
Технология выполнения аппликации.
Эскиз.
Монохромные (одноцветные) и полихромные (многоцветные) аппликации.
Стилизация. Симметрия.
|
Упражнения в вырезании деталей различных геометрических форм.
Вырезание листьев простой и сложной формы, прямых и изогнутых веток, ваз разной формы
|
|
Композиция
Тематическая композиция
«Любимая сказка»
|
2
|
|
|
Понятие «композиция».
Пространство. Перспектива. Пропорции.
|
Иллюстрирование русских народных сказок
|
|
Народный орнамент
Матрёшки Семёнова и Полхов-Майдана
|
1
|
|
|
История появления матрёшки. Процесс изготовления матрёшек. Характерные элементы росписи матрёшек
|
Роспись матрёшек
|
|
Оформительские работы
В мастерской Деда Мороза
|
|
|
|
|
Украшение новогоднего зала
|
|
Рисование без кисточки
Рисование палочкой, пальчиком
|
1
|
|
|
Технология выполнения работ
|
Рисование композиций на тему «На морском берегу», «Зимний лес»
|
|
Художественные работы из природного материала
Аппликации из засушенных растений.
Аппликация из тополиного пуха (из стручков акации)
|
4
|
|
|
Заготовка природного материала. Технология засушивания растений. Фон, оборудование и клеящие составы
|
Составление миниатюр из частей растений. Аппликации («Ромашка», «Розы»)
|
|
Композиция.
Составление коллективных композиций.
|
2
|
|
|
|
Композиции на тему: «Красавица зима», «Пейзаж с радугой», «В цирке» (выбор)
|
|
Оформительская работа.
Наши лучшие работы.
|
2
|
|
|
|
Выполнение художественных работ для выставки
|
|
Художественные работы из нетрадиционных материалов:
солёного теста, с использованием ракушек, соли, яичной скорлупы, нитей, мятой бумаги
|
3
|
|
|
Рецепт солёного теста. Подготовка материалов для работ. Технология выполнения худ. работ из нетрадиционных материалов
|
Декоративные панно из нетрадиционных материалов
|
|
Рисование без кисточки.
Аэрография
|
2
|
|
|
Понятие «аэрография».
Технология выполнения работ.
|
Упражнения.
Поздравительная открытка.
|
|
Аппликация
Предметная аппликация.
Декоративная аппликация.
|
2
|
|
|
Декоративная аппликация. Мозаика.
Национальные орнаменты.
|
Оформление аппликацией календарных праздничных дней
|
|
Оформительские работы
Оформление к праздникам
|
2
|
|
|
|
Художественные работы по заданиям учителя, по выбору учащихся
|
Второй год обучения
№
|
тема занятия
|
|
|
|
теория
|
практика
|
|
Вводное занятие
|
1
|
|
|
Материалы, инструменты. Техника безопасности на занятиях кружка
|
Рисование Страны Мастеров.
|
|
Работа с природным материалом.
«В чудесном лесу».
|
2
|
|
|
Правила заготовки природного материала, засушивания. Фон. Клеящие составы. Флористика.
|
Художественные
работы из природного материала.
|
|
Работа с бумагой и картоном.
«Бумажный город».
|
2
|
|
|
Техника безопасности труда. Беседа «Как появилась бумага?». Виды бумаги. Виды бумажного клея, его назначение. Технология плетения из бумаги. Оригами.
|
Оригами; вырезание и плетение из бумаги; объёмные поделки из картона.
|
|
Оформительская работа.
Оформление зала к Дню Учителя.
|
1
|
|
|
Техника безопасности.
|
Рисунки; поздравительные открытки; вырезание декоративных садовых и полевых цветов.
|
|
Лепка.
«Пластилиновая гора».
|
2
|
|
|
Повторение простейших приёмов лепки (скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание, вдавливание, заглаживание, прищипывание).
|
Лепка объёмных поделок; рельефные композиции.
|
|
Композиция.
«Любимая сказка».
|
3
|
|
|
Понятие «композиция». Рабочий эскиз.
Пространство. Перспектива. Пропорции. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета.
|
Иллюстрирование русских народных сказок.
|
|
Народный орнамент.
«Жостовское чудо».
|
2
|
|
|
История появления народного промысла. Процесс изготовления. Характерные элементы росписи. Стилизация.
|
Роспись картонных подносов.
|
|
Рисование без кисточки
Рисование палочкой, пальчиком.
|
1
|
|
|
Технология выполнения работ.
|
Рисование композиций на тему «Золотая осень», «Морской пейзаж».
|
|
Оформительская работа.
Украшение зала к празднику «Золотая осень».
|
1
|
|
|
Тёплые краски. Контраст. Композиция.
Декоративные элементы для орнамента на осеннюю тему.
|
Вырезание осенних листьев простой и сложной формы.
Декоративное панно «Дары осени».
|
|
Художественные работы из природного материала
Аппликации из засушенных растений.
|
1
|
|
|
Заготовка природного материала. Технология засушивания растений. Фон, оборудование и клеящие составы.
|
Составление миниатюр из частей растений. Аппликации на свободную тему.
|
|
Оформительская работа.
Выставка лучших работ.
|
1
|
|
|
Техника безопасности.
|
Отбор и выполнение худ. работ для выставки.
|
|
Композиция.
Коллективные композиции.
|
1
|
|
|
Линейная и воздушная перспектива.
|
Композиции на тему: «Красавица Зима», «В деревне».
|
|
Художественные работы из нетрадиционных материалов.
«Остров ненужных вещей».
|
3
|
|
|
Правила техники безопасности. Рецепт солёного теста. Технология выполнения работ.
|
Поделки из солёного теста, фантиков, проволоки, фольги, пуговиц, опилок, яичной скорлупы.
|
|
Оформительская работа.
«Новогодняя сказка».
|
1
|
|
|
|
Украшения для Новогоднего зала.
|
|
Рисование без кисточки.
Аэрография
|
2
|
|
|
Понятие «аэрография».
Технология выполнения работ.
|
Упражнения.
Поздравительная открытка.
|
|
Аппликация
Предметная аппликация.
Декоративная аппликация.
Сюжетная аппликация.
|
2
|
|
|
Эскиз к аппликации. Декоративная аппликация с подклеиванием канта. Мозаика.
Национальные орнаменты в декоративной аппликации
|
Оформление аппликацией календарных праздничных дней.
|
|
Оформительские работы
Оформление к праздникам (День защитника Отечества, 8 Марта)
|
1
|
|
|
|
Художественные работы по заданиям учителя, по выбору учащихся.
|
|
Народный орнамент.
« Народные мастера».
|
1
|
|
|
Элементы декоративной росписи Хохломы, Гжели.
|
Роспись бутылок.
|
|
Работа с бумагой и картоном.
«Бумажный город».
|
2
|
|
|
Техника безопасности.
Силуэт. Изображения симметричного строения.
|
Оригами; силуэты; вырезание симметричных фигур; игрушки из конусов.
|
|
Художественные работы из разных материалов.
«Волшебная страна».
|
1
|
|
|
Техника безопасности труда. Мозаика.
|
Коллективные работы на фантастическую тему.
|
|
Аппликация.
«Лебединое озеро».
|
1
|
|
|
Композиция. Технология выполнения поделок.
|
Аппликации из ваты.
|
|
Народный орнамент.
«Русская красавица».
|
1
|
|
|
Характерные элементы росписи семёновских, загорских, полхов-майданских матрёшек.
|
Роспись матрёшек.
|
|
Оформительская работа.
По плану школы, района.
|
1
|
|
|
|
Выполнение худ. работ по изученным темам.
|
литература:
- Абрамова А.С. Из цветной бумаги. Альбом самоделок. – Калинин, 1990
- Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. – М., 1990
- Горнова Л. В. Студия декоративно-прикладного творчества. - Волгоград. 2008г.
- Гусакова М. А. Аппликация. – М., «Просвещение», 1992
Программы общеобразовательных учреждений. - М., «Дрофа», 2010.
- Костерин Н. П. Учебное рисование. – М., «Просвещение», 1987.
- Мосин И.Г. Рисование для обучения детей в семье, детском саду и далее.. У-ФАКТОРИЯ, г. Екатеринбург, 1998
- Чарнецкий Я. Я. Изобразительное искусство в школе продлённого дня. – М., «Просвещение», 1995.
- Ханашевич Д.Р. Волшебные квадратики. М.: Малыш, 1993
- Мастерилка. «Игрушки из природного материала» - Карапуз, 1997
- Лепим из пластилина. – Смоленск: Русич, 2000
- Бобина М. "Рукоделие", Харьков, 1998.
- Донцова Т. "Какие бывают букеты", Москва, 1991.
- Нагибина М.И. Чудиса из ткани-Ярославль «Академия развития»-1998г.
- Былкова С.В. Делаем подарки. Ростов – Дону. Феникс 2006г.
- Хафизова Н.А. Поделки из природного материала. Издательство АСТ Москва. 2008г.
|